
Норвежский судостроитель VARD, дочерняя компания итальянской Fincantieri, и норвежский научно-исследовательский институт NORCE подписали меморандум о взаимопонимании. Это соглашение призвано расширить сотрудничество в области исследований и инноваций, сфокусированных, в частности, на подводных технологиях.
Стратегическое партнерство охватывает широкий спектр вопросов. Среди них – проектирование и строительство судов, их бортовое и подводное техническое обслуживание, а также развитие беспилотных технологий для кораблей и подводных систем. Особое внимание будет уделено стандартизированным судам, планируемым для Военно-морских сил Норвегии. Кроме того, сотрудничество затронет решения для дистанционного управления судами с сокращенным экипажем, внедрение безуглеродных энергетических технологий и применение искусственного интеллекта и кибербезопасности в морском секторе.
Ховард Воллсет Лиен, вице-президент по исследованиям и инновациям в VARD, отметил: «Мы плодотворно сотрудничаем с NORCE уже несколько лет и теперь очень рады поднять это сотрудничество на стратегический уровень. В морском секторе нас ждут многочисленные вызовы, и NORCE станет важным партнером для VARD в предстоящие годы».
В рамках партнерства NORCE и VARD также запускают проект PRESIFUEL. Его цель – усовершенствование систем измерения расхода топлива на судах VARD, что позволит получать надежные данные о потреблении в режиме реального времени. Норвежская судостроительная компания расценивает этот шаг как ключевой элемент для дальнейшего развития решений по оптимизации энергопотребления для своих клиентов.
Компании также работают над проектом Ocean Charger, возглавляемым VARD. В рамках этого проекта NORCE провел анализ влияния различных концепций зарядки на эксплуатацию, энергопотребление и затраты для морских судов. Были также оценены бизнес-модели для практического внедрения морской зарядки, включая распределение затрат и ценообразование на электроэнергию.
Кроме того, подразделение Vard Electro является партнером в проекте Horizon Europe под названием MARINER. Этот проект, возглавляемый NORCE, объединяет 14 партнеров со всей Европы и стартует в 2026 году. В его рамках будут разработаны и протестированы топливные элементы на основе протонообменной мембраны (PEM) мощностью 1 МВт, предназначенные для длительной эксплуатации крупных судов.
Кристин Флорнес, генеральный директор по энергетике и технологиям NORCE, заявила: «Это важный шаг в нашем сотрудничестве с VARD. VARD был ключевым партнером в наших исследованиях по обеспечению более экологичного морского будущего, и мы рады дальнейшему укреплению нашего партнерства. Вместе мы можем создавать новые знания и разрабатывать решения, которые помогут справиться с основными вызовами, стоящими перед морским сектором в ближайшие годы».