Панамский канал анонсировал запуск инициативы NetZero Slot, предназначенной для поощрения судов класса Neopanamax, использующих чистое топливо и оснащенных передовыми энергоэффективными технологиями. Эта программа, стартующая на следующей неделе, демонстрирует приверженность Администрации Панамского канала (ACP) глобальным целям декарбонизации морской индустрии и стремлению к достижению нулевых выбросов к 2050 году.
Программа предусматривает еженедельную возможность бронирования слотов для транзита, что призвано стимулировать клиентов Neopanamax активно инвестировать в энергоэффективность и переходить на низкоуглеродные виды топлива. Первые торги за еженедельный слот запланированы на 3 октября 2025 года для проходов, которые состоятся в период со 2 по 8 ноября 2025 года. Чтобы принять участие в конкурсе NetZero Slot, клиентам необходимо подать свои заявки через систему бронирования, указав при этом предполагаемый день транзита.
Для участия суда должны быть зарегистрированы как двухтопливные и способные работать как минимум на одном виде топлива с интенсивностью выбросов углерода от «скважины до винта» (WtW) примерно 75 гCO₂(e)/МДж или ниже. В ACP подчеркивают, что суда не будут обязаны незамедлительно использовать низкоуглеродное топливо, учитывая, что его доступность и масштабируемость находятся ещё на стадии развития. К участию в программе NetZero Slot квалифицируются двухтопливные двигатели, работающие, например, на сжиженном природном газе (LNG), сжиженном нефтяном газе (LPG), метаноле и аммиаке. Суда, совершающие свой первый транзит, не смогут претендовать на слоты NetZero, так как они должны сначала пройти инспекцию измерительным подразделением канала.
Важно отметить, что слоты NetZero не будут продаваться на аукционе. Вместо этого право на проход получат подходящие суда, отобранные на основе комплексных критериев, включающих состояние груза, вместимость судна и его экономический вклад. В будущем Международная морская организация (IMO) разрабатывает Схему сертификации устойчивого топлива, которая будет измерять интенсивность выбросов парниковых газов (GFI) для судового топлива. Эта схема, использующая подход «от скважины до винта» и охватывающая весь жизненный цикл топлива, позволит каналу стандартизированно проверять соответствие судов требуемой углеродной интенсивности для участия в таких программах.
Инициатива NetZero Slot – это лишь одна из составляющих более широкой стратегии Панамского канала. Ранее в этом году ACP представила амбициозную десятилетнюю дорожную карту, призванную укрепить его стратегическую роль в мировой торговле, обеспечить долгосрочную устойчивость и принести ощутимую выгоду нации. Эта стратегия предполагает эволюцию водного пути из простого межокеанского прохода в полноценный логистический хаб, укрепляющий конкурентные преимущества Панамы на мировой арене.
В рамках этого плана Панамский канал инвестирует более 8 миллионов бальбоа (около 7,9 миллиона долларов США) в стратегические проекты. Эти инвестиции не только создадут новые рабочие места для панамцев и стимулируют национальный экономический рост, но и увеличат ежегодные отчисления правительству, которые будут направлены на финансирование проектов социального развития. Среди ключевых проектов – водохранилище Рио Индио, которое обеспечит водой более миллиона панамцев и повысит надежность транзита по каналу, максимизируя его ценность.
Одним из флагманских проектов также является Межокеанский энергетический коридор, включающий 76-километровый трубопровод и два морских терминала, способных перемещать до 2,5 миллиона баррелей энергоносителей в день. Этот коридор соединит атлантическое и тихоокеанское побережья без использования шлюзов канала. Ожидается, что только строительство трубопровода создаст более 45 000 рабочих мест, а в ходе его эксплуатации – 11 000, принося более 64 миллиардов бальбоа на протяжении всего срока службы. Кроме того, порт Коросаль на восточном берегу будет интегрирован в наземную логистическую платформу, связанную дорожным и железнодорожным сообщением, что еще больше усилит роль Панамы как ключевого логистического центра.