Японская фармацевтическая компания Takeda и французская судоходная компания VELA Transport заключили деловое партнерство, которое позволит перевозить фармацевтическую продукцию между Европой и США на парусном грузовом тримаране нового поколения.
Компания VELA спроектировала и будет управлять флотом судов, которые в открытом море приводятся в движение исключительно силой ветра. Строительство первого такого тримарана началось год назад на верфи Austal в Австралии, а его первый рейс запланирован на конец 2026 года.
Новый вид морских перевозок предложит фармацевтической промышленности экологически чистую альтернативу, сокращая выбросы парниковых газов до 99% по сравнению с авиаперевозками и до 90% – по сравнению с традиционными контейнеровозами. Во время плавания судно работает с нулевыми выбросами, а в порту для маневрирования использует преимущественно электроэнергию от аккумуляторов, солнечных панелей и гидрогенерации, имея дизельный двигатель в качестве резерва.
Тримаран будет специально оборудован для перевозки фармацевтических препаратов. На борту установят рефрижераторную систему с контролем температуры, питаемую от возобновляемых источников энергии. Эта инновация гарантирует соблюдение холодовой цепи и повышает эффективность логистики. Сотрудничество соответствует цели Takeda по достижению нулевых выбросов парниковых газов по всей своей производственно-сбытовой цепочке к 2040 году.
VELA планирует осуществлять трансатлантические переходы менее чем за 15 дней – быстрее, чем стандартные контейнерные перевозки. Этого удастся достичь за счет использования технологий из мира морских гонок, прямых маршрутов и более эффективных операций во второстепенных портах. Ксавье Бавий, руководитель отдела глобальной дистрибуции и логистики Takeda, прокомментировал: «Мы твердо верим, что VELA и Takeda разделяют общую страсть к инновациям и защите планеты». По его словам, перевозки под парусом – это «настоящее приключение и мотивирующий для всей команды шаг по восстановлению парусных грузовых линий между Европой и США».
К 2028 году VELA намерена расширить свой флот до пяти тримаранов, что позволит перевозить до 48 000 тонн грузов в год. Благодаря своей уникальной конструкции судно не будет использовать водяной балласт, что исключает перенос инвазивных видов между экосистемами. Эта особенность соответствует усилиям Takeda по сохранению биоразнообразия.
«Доставка жизненно важных лекарств через Атлантику с использованием только силы ветра – яркий пример того, чего может достичь устойчивый бизнес. Вместе мы создаем новый стандарт морского транспорта: эффективный, экологичный, безопасный и отказоустойчивый», – подчеркнул Пьер-Арно Валлон, генеральный директор VELA.
Корпус тримарана будет полностью изготовлен из алюминия – материала, поддающегося бесконечной переработке. Уже на стадии проектирования все компоненты были разработаны с возможностью демонтажа для повторного использования или вторичной переработки.