NYK и Trammo совершили первую STS-перевалку сжиженного аммиака




Японский судоходный гигант NYK, в сотрудничестве с крупным трейдером аммиака Trammo, успешно завершил свою первую в истории операцию по перевалке с судна на судно (STS) сжиженного аммиака. Это событие знаменует собой важный шаг в развитии логистики морских перевозок и подтверждает намерение отрасли двигаться к декарбонизации.

Историческая перевалка состоялась 2 сентября у побережья испанской Сеуты. В ходе операции 23 000 тонн аммиака были перекачаны с аммиаковоза Berlian Ekuator, принадлежащего NYK и находящегося в тайм-чартере у Mitsui & Co., на судно Eco Enchanted, находящееся под управлением Trammo.

Для NYK это не первая STS-операция в целом – ранее компания уже имела опыт перевалки сырой нефти, сжиженного природного газа (СПГ) и сжиженного нефтяного газа (СНГ). Однако перевалка сжиженного аммиака стала для них абсолютным дебютом. Этот метод приобретает особое значение, поскольку аммиак все активнее рассматривается как перспективное морское топливо и сырье для различных отраслей.

С прогнозируемым ростом спроса на аммиак, метод STS предлагает исключительную гибкость. Он не привязан к размерам портов или наличию развитой береговой инфраструктуры, что делает его более адаптивным и эффективным по сравнению с традиционными методами обработки грузов. В компании NYK подчеркнули, что такой подход позволит значительно оптимизировать цепочки поставок и ускорить внедрение аммиака в мировую логистику.

Накопленный опыт и полученные знания во время этой перевалки будут использованы NYK для дальнейшего развития технологий, связанных с топливом нового поколения, а также для укрепления систем безопасных морских перевозок. Это напрямую способствует достижению глобальной цели по декарбонизации судоходства и формированию экологически устойчивой морской отрасли.

Приверженность NYK инновациям в области аммиачного топлива подтверждается и их предыдущими проектами. Так, в 2024 году компания совместно с партнёрами завершила переоборудование буксира Sakigake, переведя его с СПГ на аммиачное топливо. Это сделало Sakigake «первым в мире» коммерческим судном, работающим на аммиаке.

В ходе трёхмесячного демонстрационного рейса буксир показал впечатляющие результаты, сократив выбросы парниковых газов (ПГ) примерно на 95 %. Это является убедительным доказательством потенциала аммиака как чистого морского топлива и его роли в снижении экологического следа судоходства.

Японский судоходный гигант также активно участвует в разработке «новаторской» концепции бункеровочного судна, работающего на аммиаке и предназначенного для заправки аммиаком других судов. Проект, реализуемый в сотрудничестве с LMG Marin и другими участниками консорциума, уже получил одобрение классификационного общества ClassNK, что подчёркивает его значимость и перспективность для создания всей необходимой инфраструктуры морского аммиачного топлива.