Эксперты оценивают возможности зеленого морского коридора Панама–Альхесирас



Лондонская консалтинговая компания Ricardo, специализирующаяся на вопросах экологии, энергетики и инженерии, возглавляет масштабное исследование, направленное на изучение целесообразности создания зеленого морского коридора между Панамой и испанским портом Альхесирас. Проект призван значительно декарбонизировать морскую торговлю и модернизировать глобальные логистические связи, предлагая новый взгляд на устойчивое развитие судоходства в будущем.

Финансирование этого амбициозного проекта поступает от делегаций ЕС в Панаме и Коста-Рике. Основная задача исследования – предоставить всестороннее понимание технических, финансовых и политических условий, необходимых для того, чтобы маршрут Панама–Альхесирас стал практически реализуемым экологически чистым морским путем. Это включает в себя не только оценку текущих возможностей, но и прогнозирование будущих требований к инфраструктуре и эксплуатации.

В этом стратегически важном исследовании Ricardo сотрудничает с рядом ключевых организаций. Среди них – Управление порта залива Альхесирас, Администрация Панамского канала, Морская администрация Панамы, а также субподрядчик Maritime & Logistics Consulting Group. Такое многостороннее партнерство подчеркивает международный характер и сложность поставленной задачи, объединяя знания и опыт ведущих игроков морской индустрии.

Компания сосредоточится на определении наиболее подходящих вариантов топлива и операционных последствий для прокладки реалистичных путей перехода трансокеанских контейнерных перевозок на источники энергии с нулевым или почти нулевым уровнем выбросов. Параллельно будет проведена тщательная оценка экономической целесообразности создания такого коридора, учитывающая все аспекты инвестиций и будущей выгоды.

Анализ бизнес-кейса включает несколько критически важных элементов. В первую очередь, это сравнение капитальных затрат на суда, работающие на альтернативных видах топлива, с судами традиционного типа. Также будет рассмотрена разница в ценах между топливом с нулевым/почти нулевым уровнем выбросов и ископаемым топливом, а также операционные расходы, связанные с соблюдением строгих нормативных требований. Такие требования включают Рамочную программу ИМО по достижению чистого нуля (IMO Net-Zero Framework), инициативу FuelEU Maritime и Систему торговли квотами на выбросы ЕС (EU ETS), которые являются ключевыми инструментами в борьбе с изменением климата в морской отрасли.

Кроме того, в рамках исследования будут выявлены стимулирующие политические и финансовые меры, а также инициативы, способные сократить разрыв в стоимости и ускорить внедрение экологически чистых решений. Особое внимание будет уделено укреплению развивающейся цепочки поставок топлива с нулевым уровнем выбросов, что критически важно для устойчивого функционирования зеленого коридора и его долгосрочной жизнеспособности.

Ожидается, что всесторонние результаты исследования будут представлены к апрелю 2026 года. Как отметил Алекси Понс, заместитель директора по транспортной политике в Ricardo, значимость этого зеленого морского коридора Панама–Альхесирас обусловлена не только его трансокеанской протяженностью. Он подчеркнул, что маршрут соединяет два крупных мировых бункеровочных хаба, обладающих сильным потенциалом стать экологически чистыми центрами. Развитие инфраструктуры зеленого судоходства вдоль этого пути может принести преобразующие выгоды обоим регионам. Компания Ricardo выражает энтузиазм по поводу сотрудничества с ключевыми партнерами и ЕС в этом проекте, который обещает стать вехой в декарбонизации глобального морского трафика.