PIS Индонезии расширяет флот для международных перевозок CO2 и декарбонизации




Индонезийская государственная компания PT Pertamina International Shipping (PIS) объявила о новой стратегии, направленной на освоение возможностей в сфере международных перевозок углекислого газа. Этот шаг сигнализирует о готовности компании активно поддерживать развитие сектора улавливания и хранения углерода (CCS) и улавливания, утилизации и хранения углерода (CCUS).

Заявление было сделано 10 сентября 2025 года в Джакарте на форуме, собравшем ведущих энергетиков и представителей компаний, работающих с технологиями CCS/CCUS со всего региона. Представители PIS подчеркнули ключевую роль трансграничной транспортировки CO₂ как важнейшего звена в глобальной цепочке создания стоимости декарбонизации. Вице-президент по развитию бизнеса PIS Мутиа Ризки Нельди отметила: «PIS видит значительные возможности в цепочке создания стоимости сжиженного CO₂ (LCO₂), выступая в качестве стратегического моста, соединяющего эмитентов с поставщиками объектов для хранения углерода. Как дочерняя компания, специализирующаяся на интегрированной морской логистике, PIS стремится обеспечить морские перевозки и управлять приемными терминалами LCO₂, вплоть до окончательного (постоянного) хранения. Благодаря своим возможностям флота и инфраструктуры, PIS имеет все шансы стать ключевым игроком в индустрии транспортировки LCO₂».

В настоящее время PIS располагает флотом из более чем 106 собственных судов, включая газовозы, танкеры для сырой нефти и нефтехимических продуктов, а также очень большие газовозы (VLGC). Около 65 судов уже обслуживают международные маршруты по 63 мировым торговым путям, поддерживаемые представительствами в Сингапуре, Дубае и Лондоне. Эти обширные возможности, как утверждается, закладывают основу для выхода компании на рынок трансграничной транспортировки углерода.

В рамках своей дорожной карты развития бизнеса PIS готовится к эксплуатации танкеров для LCO₂, которые будут перевозить уловленные выбросы углерода от промышленных источников, таких как электростанции, нефтеперерабатывающие заводы и производители аммиака. Грузы будут доставляться на береговые приемные терминалы и по трубопроводам направляться к местам хранения в море.

Сама Индонезия обладает огромным потенциалом для хранения углерода, включая бассейн Сунда Асри, который может вместить до 1,1 гигатонны CO₂. Благодаря своему стратегическому географическому положению, PIS считает, что Индонезия может стать региональным центром CCS/CCUS для Юго-Восточной Азии.

Стремление PIS к декарбонизации также включает внедрение технологий «умного» судоходства через свою программу PIS-SmartShip. К середине 2025 года около 50% флота компании было оснащено функциями SmartShip 2.0 для повышения эффективности и мониторинга выбросов. Система уже позволила сэкономить 324 тонны топлива и 1021 тонну CO₂ ежемесячно, а также обеспечивает расчеты Индикатора интенсивности выбросов углерода (CII) в реальном времени. Мутиа добавила: «Внедрение этой технологии является важным шагом к готовности PIS поддерживать транспортировку углерода. Мы не только готовим надежные суда, но и создаем цифровые системы, которые обеспечивают энергоэффективность и сокращение выбросов по всей цепочке поставок».

Индонезия подтверждает свою приверженность формированию региональной экосистемы CCS/CCUS, что соответствует национальной цели по достижению нулевых выбросов к 2060 году. Важным шагом в этом направлении стало подписание меморандума о взаимопонимании (MOU) в июне прошлого года между PIS и крупным японским судоходным оператором NYK. Соглашение предусматривает сотрудничество в области сжиженного углекислого газа и сжиженного природного газа (СПГ), а также совместное создание компании по управлению судами. В рамках стратегических партнерских соглашений, заключенных в 2022 году, NYK и PIS договорились о сотрудничестве в поиске деловых возможностей путем оценки и технико-экономических обоснований для трансграничной транспортировки LCO₂ в Индонезию и из нее.