
Коалиция по возобновляемому водороду (Renewable Hydrogen Coalition, RHC), представляющая полный спектр участников рынка – от поставщиков возобновляемой энергии и стартапов до инвесторов и промышленных потребителей – вновь обратилась к европейским лидерам. Цель организации – сделать Европу мировым лидером в области решений на основе возобновляемого водорода. В своем обращении RHC призывает к масштабированию стимулов, финансовых возможностей и укреплению рыночных основ для чистых технологий, в особенности для водорода, производимого из возобновляемых источников.
На саммите по возобновляемому водороду, который состоялся 4 декабря 2025 года, комиссар по энергетике и жилищному хозяйству Дан Йоргенсен подтвердил решимость Европейской комиссии наращивать производство возобновляемого водорода в Европе. В свою очередь, RHC призвала к «новому курсу» для сектора, чтобы сохранить преимущество первопроходца на фоне усиливающейся глобальной конкуренции.
Декларация саммита сформулировала ряд неотложных действий для политиков. Среди них – создание эффективных стимулов спроса на продукцию, произведенную с использованием возобновляемого водорода, улучшение предложения, развитие электроэнергетической и водородной инфраструктуры, а также обеспечение государственной поддержки для масштабирования проектов в соответствии с целями Европейского союза.
На этом же саммите Европейская комиссия объявила о запуске третьего аукциона в рамках Европейского водородного банка. Его бюджет составляет 1,3 миллиарда евро из средств ЕС, к которым добавятся национальные вклады: Испания выделяет 415 миллионов евро, а Германия – дополнительные 1,3 миллиарда евро. Эти обязательства доводят общий бюджет текущего раунда до более чем 3 миллиардов евро. RHC убеждена, что такие национальные вклады подчеркивают растущую значимость Водородного банка в поддержке внутренних проектов, и призывает другие государства-члены последовать этому примеру.
Призывы саммита прозвучали вскоре после того, как Европейская комиссия утвердила новый список из 235 трансграничных энергетических проектов. Среди них – 100 проектов по разработке водородных технологий и электролизеров, получивших статус проектов общего интереса (PCI) и проектов взаимного интереса (PMI), что подчеркивает их стратегическое значение для энергоперехода Европы.
Европейский сектор возобновляемого водорода, демонстрирующий, как отмечается, «впечатляющие темпы роста по сравнению с другими отраслями», играет ключевую роль в укреплении устойчивости Европы, декарбонизации трудноэлектрифицируемых секторов и закреплении лидерства в чистых технологиях, которые определят индустрии будущего и создадут новые рабочие места для европейцев.
Сопредседатель RHC и директор по водороду и центрам обработки данных в EDP Renewables Ана Кельяс подчеркнула неотложность перевода амбиций в конкретные результаты. «Сектор возобновляемого водорода в Европе не возникнет на одних лишь амбициях, – заявила она. – Нам нужны рамочные условия поддержки, которые решительно катализируют спрос, в сочетании с целевыми схемами, поощряющими масштабируемые, готовые к инвестициям проекты и признающими реальный разрыв в стоимости через гибкое, кумулятивное финансирование».
Производственные мощности электролизеров выросли за несколько лет с 1 ГВт до 10 ГВт и скоро достигнут 15 ГВт к 2026 году, при этом увеличивается и масштаб производственных проектов. Однако лидеры сектора предупреждают, что без более сильной политики и твердого спроса жизнеспособные бизнес-модели и стабильный рынок остаются недостижимыми.
На фоне призывов к ослаблению принятых климатических и энергетических политик, а также рассуждений о «технологической нейтральности», все единомышленники – компании и организации – призываются присоединиться к RHC. Их задача – отстаивать политику, которая ускорит рост сектора возобновляемого водорода в Европе.
Лидеры отрасли подтвердили свою готовность ускорять инвестиции и реализовывать уже зрелые проекты, при условии, что Европа предпримет действия, отражающие стратегическую важность возобновляемого водорода для ее промышленного роста, климатических и безопасностных целей.
Ким Хедегор, сопредседатель RHC и генеральный директор Power-to-X в Topsoe, подчеркнул: «Европа уже занимает мировое лидерство в водородных инновациях, но одни лишь инновации не гарантируют лидерства в производстве и коммерческом масштабировании. Для этого необходимо, чтобы чистые технологии «Made-in-EU» были приоритетными при распределении финансирования и закупках, а неценовые критерии, такие как устойчивость, экологичность и локальное содержание, применялись в схемах финансирования ЕС».
В то же время, данные аналитической компании Wood Mackenzie, полученные по итогам COP30 в Бразилии, указывают на серьезные глобальные вызовы. Климатическое финансирование застряло на уровне 100 миллиардов долларов в год, что значительно ниже цели в 300 миллиардов долларов, установленной для COP29. Дорожная карта «Баку-Белен» COP30 призывает к увеличению финансирования до 1,3 триллиона долларов ежегодно за счет частного капитала, что потребует четырехкратного роста акционерного капитала к 2035 году.
Торговая политика, по мнению Wood Mackenzie, занимает центральное место в декарбонизации, поскольку 25% мировых выбросов связаны с международной торговлей товарами. В то время как Механизм трансграничной углеродной корректировки (CBAM) ЕС направлен на ценообразование импортируемых выбросов, он вызывает сопротивление со стороны Китая, Индии и Японии, которые называют его «односторонним и произвольным». В результате COP30 избежала конкретных действий в отношении торговых барьеров, оставив вопрос CBAM спорным.
В отсутствие лидерства США, Бразилия, Китай и Великобритания провели саммит по метану, на котором 11 стран пообещали сократить выбросы. Однако отчет ЮНЕП свидетельствует о незначительном прогрессе среди 159 подписантов в достижении целевого показателя сокращения на 30% к 2030 году. Данные показывают, что глобальные выбросы метана продолжают расти, несмотря на потенциал недорогостоящих мер по их сокращению.
Wood Mackenzie подчеркивает: «Десять лет спустя после Парижского соглашения глобальные выбросы не достигли пика. Базовый сценарий Wood Mackenzie прогнозирует потепление на 2,6°C, при этом ни одна крупная экономика не движется к достижению целей 2030 года. Заявленные цели на 2035 год не обладают достаточной амбициозностью, чтобы удержать потепление значительно ниже 2°C». Анализ компании указывает на то, что представленные национально определяемые вклады (NDC) приведут к потеплению выше 2°C.