ЕС: Окончательный запрет на российский газ и нефть вступит в силу с 2026 года



Европейский союз предпринимает системные шаги для отказа от импорта российских нефти и газа. Недавние законодательные инициативы направлены на постепенное введение запрета на импорт нефти, газа и сжиженного природного газа (СПГ) со следующего года, с ограниченными исключениями для действующих краткосрочных и долгосрочных контрактов. Эти меры рассматриваются как ответ на систематическую «инструментализацию» Россией энергопоставок.

16 октября 2025 года комитеты по промышленности, исследованиям и энергетике, а также по международной торговле приняли проект законодательства, предусматривающий запрет на импорт российского трубопроводного газа и СПГ с 1 января 2026 года. Исключения предусмотрены лишь для краткосрочных контрактов до 17 июня 2026 года и долгосрочных соглашений до 1 января 2027 года, при условии, что они были заключены до 17 июня 2025 года и не подвергались изменениям.

Благодаря этому энергетические операторы смогут ссылаться на форс-мажорные обстоятельства для расторжения контрактов на импорт российского газа. Юридически обязательный запрет на дальнейший импорт, предусмотренный новым регулированием, прямо определяется как суверенный акт, находящийся вне их контроля. Члены Европейского парламента (Европарламентарии) также предложили запретить временное хранение природного газа российского происхождения на объектах ЕС с 1 января 2026 года.

Вилле Нийнистё (Greens/EFA, Финляндия), ведущий европарламентарий Комитета по промышленности, исследованиям и энергетике (ITRE), отметил: «Подавляющее большинство членов двух комитетов проголосовали за сильную позицию по усилению выхода из зависимости от импорта российского ископаемого топлива. Меня впечатлило общее понимание необходимости эффективного законодательства, которое не только запрещает импорт российского газа и нефти в Европейский союз, но также строго в исполнении и устраняет лазейки в предложении Комиссии».

Согласно Европейскому парламенту, операторы будут обязаны предоставлять таможенным органам более строгие и подробные доказательства страны-производителя газа перед импортом или хранением. При этом потребуется предварительное разрешение в зависимости от происхождения природного газа, чтобы устранить пробелы и снизить риск обхода санкций.

Европарламентарии также намерены с 2026 года запретить весь импорт российской нефти, включая нефтепродукты, произведенные из российской сырой нефти. Для таких импортных операций потребуется предварительное таможенное разрешение и подтверждение страны-производителя. Для борьбы с рисками обхода – такими как перемаркированные импорты, «теневые флоты» и транзит через третьи страны – вводится обязательная сертификация происхождения для нефтепроводов, ежеквартальные аудиты и список терминалов СПГ повышенного риска, управление которыми будет осуществлять Европейская комиссия.

Усиление мер предусматривает введение штрафов за нарушения постановления. Отмечается, что Европарламентарии предложили исключить пункт о пересмотре, что, как предполагается, позволит Комиссии авторизовать временную приостановку запрета на импорт в ситуациях, угрожающих энергетической безопасности ЕС.

Инесе Вайдер (EPP, Латвия), ведущий европарламентарий Комитета по международной торговле, подчеркнула: «Почти единодушная поддержка дает мне сильный мандат для переговоров с Советом. Запрет на российское ископаемое топливо – это большое достижение для Европейского союза и переломный момент в европейской энергетической политике. Мы усилили первоначальное предложение Европейской комиссии, включив нефть и продукты ее переработки, завершив долгосрочные контракты на год раньше предложенного, добавив штрафы за несоблюдение и исключив исключения для стран, не имеющих выхода к морю».

После принятия законодательства 83 голосами против 9 при 1 воздержавшемся, европарламентарии также проголосовали 84 голосами против 7 при 1 воздержавшемся за начало переговоров с датским председательством в Совете. Министерство климата, энергетики и коммунальных услуг Дании 20 октября 2025 года подтвердило, что предложение, обсуждавшееся в Совете министров ЕС во время датского председательства, встретило широкую поддержку со стороны министров энергетики.

Правительство Дании пояснило: «Сегодня – конечная дата для российского газа в ЕС. В следующем году краткосрочные газовые контракты закончатся, а через два года будет установлен окончательный срок для российского газа во всей Европе. Таково послание министров энергетики ЕС, которые сегодня договорились провести черту и установить конечную дату. Теперь датскому председательству предстоит согласовать окончательное соглашение с Парламентом».

Несмотря на то, что потребление российского газа и нефти в Европе сократилось после кризиса на Украине в начале 2022 года, оно еще не достигло нуля; ЕС по-прежнему импортирует газ из России, который, как ожидается, составит около 13% от общего объема импорта газа в ЕС в 2025 году. Учитывая это, Европейская комиссия ранее в этом году представила предложение ускорить темпы поэтапного отказа с полным прекращением импорта российского газа и нефти в Европу не позднее конца 2027 года.

Ларс Аагаард, министр климата, энергетики и коммунальных услуг Дании, подчеркнул: «Энергетически независимая Европа – это более сильная и безопасная Европа. Хотя мы усердно работали и стремились вывести российский газ и нефть из Европы в последние годы, мы еще не достигли цели. Поэтому крайне важно, что датское председательство заручилось подавляюще широкой поддержкой министров энергетики Европы в отношении законодательства, которое окончательно запретит российский газ в ЕС».

В результате Дания будет вести переговоры с Парламентом от имени Совета министров для достижения всеобъемлющего соглашения для всей Европы. Хотя окончательной датой названо 1 января 2028 года, правительство Дании подтвердило, что поэтапный отказ планируется начать уже в следующем году. Для новых контрактов на российский газ крайний срок – 1 января 2026 года, а для краткосрочных контрактов – 17 июня 2026 года. Для долгосрочных контрактов это конец 2027 года. В будущем импортеры газа в ЕС будут обязаны предоставлять Комиссии и национальным органам подробную информацию о контрактах, включая происхождение газа и маршрут экспорта, что позволит точно определять фактическое происхождение и место экспорта импортируемого в ЕС газа.