На выставке Nor-Shipping 2025 судостроительная компания Brevik Engineering представила прорыв в проектировании судов для перевозки сжиженного CO₂. Речь идет о самом эффективном на сегодняшний день танкере вместимостью 50 000 м³ для низкотемпературного сжиженного диоксида углерода (LCO₂).
Новая концепция объединяет передовые технологии и продуманные инженерные решения. Аэродинамически оптимизированные обводы корпуса и надстройки значительно снижают сопротивление ветра, а интегрированная система ветрового вспомогательного движителя дополнительно повышает топливную эффективность. Особого внимания заслуживают грузовые танки, изготовленные из высокопрочной стали F460 TMCP toughcore от компании voestalpine Grobblech GmbH, что расширяет границы возможного в плане размера, прочности и устойчивости.
Разработанное для эксплуатации с низким уровнем выбросов и оптимизированное для плавания на малых скоростях, это судно устанавливает новый стандарт в области энергоэффективной транспортировки CO₂.
Судно спроектировано для перевозки 50 000 м³ жидкого CO₂ при температуре –55°C, для чего используются восемь цилиндрических танков, размещенных внутри корпуса. Для их создания Brevik Engineering выбрала сталь F460 TMCP toughcore – высокопрочный, термомеханически прокатанный материал, известный своей превосходной вязкостью разрушения и экономичностью в криогенных применениях.
Гисл Нюсетер, старший главный инженер Brevik Engineering, в своем комментарии подчеркнул: «Используя выдающиеся материальные свойства недавно разработанной стали F460 TMCP toughcore – такие как высокая прочность в сочетании с превосходной вязкостью – мы смогли максимально увеличить диаметр танков до 15,8 метра, оптимизировав конструкцию для работы при низком давлении 8,5 бара. Материал от voestalpine Grobblech является наиболее экономически эффективной альтернативой, которую мы нашли для применения в низконапорных системах LCO₂».
Инновационная сталь F460 TMCP toughcore была разработана с учетом криогенных задач. Она позволяет создавать более крупные и легкие танки низкого давления – преимущество, которое напрямую ведет к снижению эксплуатационных расходов и повышению производительности судна.
Мириам Сехудо, менеджер по продажам voestalpine Grobblech GmbH, отметила: «Этот конкретный проект судна сочетает в себе самые современные доступные технологии, что делает его самым эффективным проектом танкера LCO₂ низкого давления на рынке. Выбор F460 TMCP toughcore подчеркивает его явные преимущества как для инженеров, так и для производителей. Благодаря повышенной прочности на растяжение и выдающимся низкотемпературным характеристикам, этот материал позволяет проектировать и строить самые большие танки для LCO₂ низкого давления на рынке. Мы гордимся нашим сотрудничеством с Brevik Engineering».
Сталь успешно прошла испытания на ударную вязкость CVN при –85°C и CTOD при расчетной температуре –55°C, что обеспечивает исключительные запасы прочности. Не менее важно, что для сварки доступны обычные сварочные материалы с соответствующей пределом текучести и криогенными характеристиками, что упрощает производственный процесс.
Это сотрудничество между Brevik Engineering и voestalpine Grobblech демонстрирует, как передовое судостроение, движительные установки нового поколения и инновационные материалы могут объединиться для поддержки развивающейся углеродной экономики – без ущерба для производительности, безопасности и устойчивости.