Новый контейнерный терминал Rijeka Gateway в Хорватии официально начал свою работу с прибытием первого коммерческого судна – контейнеровоза Al Jasrah. Проект является совместным предприятием гиганта APM Terminals, входящего в датскую судоходную группу A.P. Moller-Maersk, и хорватского инвестора Energia Naturalis (ENNA Group).
Контейнеровоз Al Jasrah длиной 368 метров под флагом Либерии пришвартовался у причала терминала 10 сентября, ознаменовав старт операционной деятельности. Судно, принадлежащее немецкому тяжеловесу Hapag-Lloyd, прибыло в Риеку из Порт-Саида в Египте в рамках своего регулярного маршрута между Азией и Европой.
Заместитель премьер-министра и министр моря, транспорта и инфраструктуры Хорватии Олег Буткович назвал это событие «историческим моментом» как для города Риека, так и для всей страны. Он подчеркнул, что путь к открытию был «требовательным» и включал в себя этапы от обеспечения финансирования до подписания концессионного соглашения.
Денис Вукорепа, директор администрации порта Риека, добавил, что соглашение о концессии, подписанное в 2021 году, стало «самым значимым по важности и стоимости» в истории порта. Он охарактеризовал новый терминал как современный, экологичный и «технологически самый передовой в этой части Европы».
Общий объем инвестиций в Rijeka Gateway и сопутствующую транспортную инфраструктуру достиг около 600 миллионов евро. Эта сумма включает строительство 400-метрового причала на средства кредита Всемирного банка, подъездной дороги, внутренних портовых путей, интермодального терминала и железнодорожной развязки. Прямые инвестиции концессионера в оборудование – причальные перегружатели, складские краны и другие установки – составили 380 миллионов евро.
Финансовый директор Rijeka Gateway Томислав Росандич отметил, что надежное железнодорожное сообщение имеет решающее значение для терминала. «В настоящее время наш план – обрабатывать 60% грузопотока по железной дороге, и мы надеемся на возможность дальнейшего увеличения этой доли, поскольку это укрепит как конкурентоспособность, так и устойчивость терминала», – заявил он. Компания поддерживает строительство новой низменной железной дороги, которая позволит Риеке стать входными воротами для Центральной и Юго-Восточной Европы.
Терминал уже включен в операционное сотрудничество Gemini Cooperation, созданное Maersk и Hapag-Lloyd, и будет обслуживать сервис EA12. Строительство первой очереди началось два года назад и включало возведение 400-метрового причала с годовой пропускной способностью 650 000 TEU. В будущем планируется удлинить причал до 680 метров, что позволит увеличить мощность до более чем одного миллиона TEU в год.
Одной из ключевых особенностей нового терминала является его работа на электроэнергии из возобновляемых источников. Электроснабжение обеспечивается в основном за счет солнечной и ветровой генерации. Поставщик ENNA Next, входящий в ENNA Group, предоставляет необходимые «зеленые» сертификаты, подтверждающие экологичное происхождение всей используемой энергии.