
После периода реструктуризации в 2025 году нефтегазовая отрасль вступает в новый этап, который, по оценкам аналитической группы Wood Mackenzie, потребует от компаний еще более сложного стратегического маневрирования. Ожидается, что в 2026 году корпорациям придется принимать непростые решения, балансируя между краткосрочными и долгосрочными задачами.
Основное напряжение будет связано с распределением капитала. Аналитики прогнозируют, что компании продолжат перенаправлять инвестиции из низкоуглеродных проектов обратно в разведку и добычу. При этом первым под сокращение, скорее всего, попадет обратный выкуп акций, поскольку на фоне прогнозируемой цены на нефть Brent в районе 60 долларов за баррель и жесткой финансовой дисциплины компании не смогут «позволить себе все». Критический выбор в распределении средств определит их конкурентоспособность на следующее десятилетие.
Крупнейшие нефтегазовые гиганты по-разному подходят к решению долгосрочных задач. Такие компании, как ExxonMobil и BP, обладают большим количеством проектов, способных поддержать добычу после 2030 года. Другим же игрокам рынка придется активизировать усилия по обновлению своих портфелей добывающих активов, чтобы не отстать. Одновременно национальные нефтяные компании будут искать баланс между внутренними потребностями и международными амбициями.
На фоне осторожности инвесторов решающую роль в привлечении капитала в морские проекты начинают играть фискальные условия. Правительства ряда стран готовят «фискальные стимулы» в преддверии раундов лицензирования и выборов. Например, Кувейт готовится к первому за долгое время раунду лицензирования во втором квартале 2026 года, и успех привлечения международных партнеров будет напрямую зависеть от сбалансированности налогового режима.
Особое внимание уделяется и зрелым месторождениям. Максимизация добычи на действующих промыслах – наименее рискованное направление инвестиций, однако стандартные налоговые условия часто становятся препятствием на поздних стадиях эксплуатации. В ответ на это правительства внедряют специальные фискальные режимы. Примером служит Малайзия, которая ввела контракты для активов на поздней стадии эксплуатации (LLA PSC). Такие механизмы позволяют подрядчикам получать долю от прибыли государства до тех пор, пока они не покроют свою часть расходов на ликвидацию скважин, что стимулирует продление жизни месторождений.