Великобритания инвестирует £1,1 млрд в декарбонизацию морского сектора




Правительство Великобритании объявило о выделении более 1,1 миллиарда фунтов стерлингов (около 1,49 миллиарда долларов) в рамках совместной государственной и отраслевой инвестиционной программы для морского сектора. Эти средства направлены на стимулирование роста, внедрение инноваций в машиностроении, строительство и развитие «зеленых» технологий.

Финансирование состоит из двух частей: 700 миллионов фунтов стерлингов частных инвестиций, которые пойдут в крупнейшие порты и ключевым игрокам отрасли, и 448 миллионов фунтов государственных средств. Государственная часть предназначена для поддержки проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов в судоходстве Великобритании. Ожидается, что эти вливания помогут бизнесу и научным кругам в разработке технологических решений для снижения выбросов CO2.

Основная часть государственного финансирования, почти полмиллиарда фунтов, укрепит программу UK SHORE. Эта инициатива поддерживает исследования и разработки в области новых чистых морских технологий и видов топлива, включая электрические двигатели, водород, аммиак, метанол и энергию ветра. На сегодняшний день в рамках UK SHORE уже профинансировано более 200 проектов по всей стране на общую сумму 240 миллионов фунтов. Программа совместно с агентством Innovate UK также курирует конкурс Clean Maritime Demonstration Competition (CMDC), шестой раунд которого с фондом в 30 миллионов фунтов был запущен в январе 2025 года.

В рамках новой инициативы морской министр Великобритании Кир Мазер посетит сухой док Cammell Laird в Биркенхеде, чтобы ознакомиться с результатами предыдущих инвестиций. Благодаря гранту UK SHORE в размере 3,6 миллиона фунтов, удалось привлечь еще столько же частных средств для установки системы берегового электропитания с нулевыми выбросами. Она позволит судам, находящимся в доке, подключаться к электросети и работать без выбросов. По оценкам представителей Cammell Laird, после полного ввода в эксплуатацию система сможет сэкономить объем топлива, эквивалентный годовому потреблению 20 тысяч легковых автомобилей.

Финансирование UK SHORE также помогло компании Aqua Superpower создать сеть зарядных станций для судов на южном побережье Англии и в Лондоне. По подсчетам компании, эта инициатива сможет сократить выбросы CO2 на 2800 тонн в год. Кроме того, Aqua Superpower уже построила локальные сети зарядных станций на 59 объектах в Европе и США. Среди других успешных проектов – создание парусов-крыльев FastRig шотландской компанией Smart Green Shipping, получившей 3,3 миллиона фунтов. Ожидается, что эта технология позволит сократить расход топлива и выбросы на судах до 40% в год.

Параллельно с государственными программами, отрасль активно наращивает частные инвестиции. Компания Peel Ports объявила о вложении 300 миллионов фунтов в развитие своих портов в Ливерпуле, Хантерстоне и Грейт-Ярмуте. В свою очередь, NatPower Marine, которая совместно с Peel Ports планирует создать первые «зеленые» судоходные коридоry между Ирландией и Великобританией, анонсировала инвестиции в размере 250 миллионов фунтов в береговые системы электропитания.

«За последнее десятилетие Peel Ports Group инвестировала 1,5 миллиарда фунтов, модернизируя наши операции, укрепляя жизненно важные цепочки поставок и создавая сотни рабочих мест. В следующие 5 лет мы планируем инвестировать еще 1 миллиард фунтов в проекты, которые уже включают новые складские комплексы, объекты для обработки стали и металлов, а также крупную модернизацию ключевых портов», – поделился планами Клаудио Веритьеро, генеральный директор Peel Ports Group.

Еще один крупный проект – развитие северной площадки порта Тайн стоимостью 150 миллионов фунтов. По прогнозам, он создаст до 12 тысяч рабочих мест в сфере морской ветроэнергетики и сопутствующего производства. «Ускорение развития морской ветроэнергетики и передового производства является национальным приоритетом. Расширение нашего чистого энергетического парка поможет Великобритании достичь цели по чистой энергии к 2030 году», – заявил Мэтт Битон, генеральный директор порта Тайн.

Помимо инфраструктурных проектов, правительство намерено поддержать круизную индустрию страны, вклад которой в экономику оценивается в 5,8 миллиарда фунтов. В рамках этой поддержки будет запущен план роста круизного сектора, включающий обязательства со стороны правительства и частного сектора по содействию росту и дальнейшему развитию портов и прибрежных сообществ.