
В условиях растущего интереса к маршрутам, где суда используют низкоэмиссионные силовые установки, проведено новое исследование, оценивающее техническую и коммерческую целесообразность создания «зеленого» морского коридора между Ньюкаслом и Амстердамом. Результаты показывают, что внедрение метанола и берегового электроснабжения в качестве альтернативного топлива для судов, курсирующих по маршруту порт Тайм – порт Эймёйден, может значительно сократить выбросы парниковых газов.
Исследование, проведенное консалтинговой компанией Ricardo, специализирующейся на вопросах экологии, энергетики и инженерии и считающейся лидером в области декарбонизации морского судоходства, выявило значительное сокращение выбросов. Применение метанола позволяет снизить выбросы парниковых газов на 70%, а использование берегового электроснабжения сокращает их еще на 10–15%. Предполагается также возможность внедрения систем накопления энергии на основе аккумуляторов для удовлетворения энергетических потребностей.
Мэтт Мосс, консультант по устойчивому морскому транспорту в Ricardo, подчеркнул, что «зеленые» морские коридоры представляют собой жизнеспособную альтернативу традиционным, высокоуглеродным видам топлива в отрасли, которая считается одной из наиболее сложных для декарбонизации. Маршрут порт Тайм – порт Эймёйден не только является подходящим кандидатом для создания первого в мире «зеленого» морского коридора, но и послужит примером для аналогичных проектов по всей Европе.
Исследование также продемонстрировало значительную финансовую выгоду, главным образом за счет предотвращения регуляторных штрафов, что поможет компенсировать необходимые инвестиции в новые технологии. Согласно отчету, переход на метанол в качестве основного топлива для рейсов между портом Тайм в Ньюкасле и портом Эймёйден в Амстердаме позволит избежать до 420 миллионов фунтов стерлингов будущих регуляторных издержек и обеспечит сокращение выбросов парниковых газов на 80%.
Тирд ван дер Воорн, генеральный директор Zeehaven Ijmuiden N.V. – порта Эймёйден, заявил, что превращение маршрута Тайм—Эймёйден в один из первых в мире «зеленых» морских коридоров идеально соответствует амбициям их порта по развитию Energy Port IJmuiden. Проект укрепил сотрудничество между портами, операторами, инженерами и государственными структурами, а поддержка Innovate UK и Агентства предпринимательства Нидерландов сыграла ключевую роль. С использованием судов на метаноле и берегового электроснабжения сделан решительный шаг к более чистому и готовому к будущему сообщению в Северном море.
Выводы отчета были подтверждены внутренним анализом основного паромного оператора на данном маршруте – компании DFDS, который подтвердил экономическую целесообразность перехода маршрута Тайм—Эймёйден на альтернативные виды топлива. Паромный оператор уже планирует инвестировать в суда, работающие на альтернативном топливе, для этого коридора.
Мэтт Битон, генеральный директор порта Тайм, приветствовал результаты исследования как еще один важный шаг к созданию «зеленого» морского коридора в Северном море. Он подчеркнул, что у порта есть четкое видение достижения нулевых выбросов в своей деятельности, поддерживаемое использованием электронного топлива, наряду с процветающим паромным сообщением с континентом для пассажиров и грузов. Переход к более чистому будущему возможен только через подлинное сотрудничество по всей цепочке морской индустрии. Выводы этого отчета дают уверенность в том, что «зеленое» судоходство достижимо, а Северо-Восток Британии может стать лидером этих преобразований.
Исследование маршрута порт Тайм – порт Эймёйден было частично профинансировано в рамках британской государственной программы декарбонизации морского судоходства UK SHORE, целью которой является сокращение выбросов, стимулирование инноваций и создание новых рабочих мест в отрасли. В марте 2022 года правительство Великобритании объявило о крупнейших государственных инвестициях в историю коммерческого морского сектора страны, выделив 206 миллионов фунтов стерлингов программе UK SHORE в Министерстве транспорта, ориентированной на декарбонизацию. В результате эта программа предусматривает ряд мер на период 2022–2025 годов, направленных на ускорение разработки, производства и эксплуатации британских чистых морских технологий, а также на запуск перехода к нулевым выбросам под руководством отрасли. Программа UK SHORE включает флагманский многолетний «Конкурс по демонстрации чистых морских технологий» (Clean Maritime Demonstration Competition, CMDC), который предоставляет софинансирование для вывода предкоммерческих технологий на рынок. В рамках CMDC5: IGCF было выделено 1,5 миллиона фунтов стерлингов на технико-экономические обоснования для изучения «зеленых» коридоров между Великобританией и международными странами-партнерами в период с 2024 по 2025 год. Это следует за успешными первыми четырьмя раундами CMDC, в рамках которых было выделено более 128 миллионов фунтов стерлингов 138 проектам.
Теун-Вим Леене, менеджер маршрута Амстердам—Ньюкасл в компании DFDS, отметил, что их амбиции заключаются в декарбонизации морского транспорта вдоль коридора Амстердам—Ньюкасл. Это включает инвестиции в новые суда и сотрудничество с партнерами для ускоренного развития инфраструктуры и производства низкоэмиссионного топлива, что является решающим фактором для успешного перехода.