
Ассамблея Международной морской организации (ИМО) — специализированного учреждения ООН, отвечающего за регулирование и совершенствование международного судоходства, — провела выборы государств-членов в три категории Совета ИМО. На этом фоне управляющий директор компании EmissionLink предупредил, что решение ИМО отложить принятие своей программы по нулевым выбросам создает регуляторный вакуум, который угрожает разрознить глобальные усилия по декарбонизации морского судоходства.
Ассамблея ИМО выбрала десять государств с наибольшим интересом в предоставлении международных судоходных услуг для включения в Совет ИМО в рамках категории А. В нее вошли: Китай, Греция, Италия, Япония, Либерия, Норвегия, Панама, Республика Корея, Великобритания и Соединенные Штаты Америки.
Еще десять государств получили места в категории B, которые, как считается, имеют наибольший интерес в международной морской торговле. Среди них: Австралия, Бразилия, Канада, Франция, Германия, Индия, Нидерланды, Испания, Швеция и Объединенные Арабские Эмираты.
В оставшуюся категорию C вошли 20 государств, не избранных в категории А или B, но имеющих особые интересы в морском транспорте или судоходстве. Их включение в состав Совета обеспечит представительство всех основных географических регионов мира.
Список этих 20 стран включает: Багамы, Бельгию, Чили, Кипр, Египет, Финляндию, Индонезию, Ямайку, Малайзию, Мальту, Мексику, Марокко, Нигерию, Перу, Филиппины, Катар, Саудовскую Аравию, Сингапур, Южную Африку и Турцию.
В то время как вновь избранный Совет соберется на свою 136-ю сессию 4 декабря 2025 года и изберет председателя и заместителя председателя на следующий двухлетний период, управляющий директор EmissionLink утверждает, что некоторые страны уже предпринимают шаги для заполнения возникшего пробела в связи с отсрочкой программы ИМО по нулевым выбросам. В свете этого британская система торговли выбросами (UK ETS) вступит в силу в июне 2026 года, Турция готовит свой собственный вариант, а Габон на западном побережье Африки открыто обсуждал местный углеродный сбор. Вероятно, за ними последуют и другие правительства, движимые как фискальными проблемами, так и экологическими целями.
Филиппос Юлиану, управляющий директор EmissionLink, прокомментировал: «То, что выглядит как пауза, на самом деле открывает двери для национальных правительств, позволяя им создавать собственные системы. Вместо достижения ясности мы рискуем получить лоскутное одеяло несогласованных углеродных схем, что значительно усложнит глобальное соответствие для судовладельцев».
«Для многих правительств, сталкивающихся с растущим дефицитом бюджета, ценообразование на углерод предлагает быстрый путь к новым доходам. Без единой глобальной программы углеродные рынки могут стать в меньшей степени инструментом декарбонизации и в большей — средством для сведения концов с концами. Не позавидуешь судовладельцу, который ошибется. Представьте судно, заходящее в западноафриканский порт, не подозревающее о недавно введенном местном регулировании. Портовые власти могут задержать его за несоблюдение требований, а владелец будет вынужден оплачивать расходы», — добавил Юлиану.
Юлиану предупреждает, что региональные системы умножат форматы отчетности, правила верификации и административное бремя, создавая реальные операционные риски. По его словам, некоторые судовладельцы уже корректируют торговые маршруты, чтобы избежать дублирующих схем. Он также выразил обеспокоенность по поводу того, как будут использоваться доходы от развивающихся национальных углеродных схем. «Нет никакой гарантии, что эти средства будут направлены обратно на декарбонизацию. Некоторые правительства даже не узнают, сколько они соберут, до конца года, и как только деньги поступят, соблазн перенаправить их на другие приоритеты будет велик. Управлять этим вручную, от порта к порту или через разрозненные электронные таблицы, уже нереально», — подчеркнул Юлиану.
«Судовладельцам нужны оперативные данные о регуляторных изменениях и информация, на основе которой они могут действовать — задолго до того, как они достигнут следующего порта захода. Каждая новая национальная схема усложняет для ИМО восстановление глобально согласованного подхода в дальнейшем. Как только правила распадаются на региональные фрагменты, их невероятно трудно будет собрать воедино. Задержка была призвана дать отрасли время на адаптацию. Вместо этого она рискует породить путаницу, конкуренцию и самоуспокоенность. Мир не ждет решения, он движется вперед, вводя одну схему регулирования выбросов за другой», — заключил Юлиану.