Новое торговое соглашение между США и Евросоюзом о поставках сжиженного природного газа (СПГ) скорее является политическим символом трансатлантической солидарности, чем реальным катализатором роста торговли. К такому выводу пришли эксперты Форума стран – экспортеров газа (ФСЭГ) в своем недавнем аналитическом отчете.
В рамках необязывающей сделки, заключенной в июле, ЕС обязался импортировать энергоносители из США на сумму 750 миллиардов долларов к 2028 году, причем основную роль в этом должен сыграть СПГ. Однако в ФСЭГ называют эти цели нереалистичными. Аналитики проводят параллель с энерго-целями торговой сделки между США и Китаем 2019 года, которые так и не были выполнены, поскольку соглашение не создает юридических обязательств ни для одной из сторон.
Анализ Форума основывается на нескольких факторах. Среди них – снижение спроса на газ в ЕС, инфраструктурные ограничения и противоречие между климатической политикой Брюсселя и углублением зависимости от ископаемого топлива. Несмотря на ввод новых СПГ-терминалов в Европе, их загрузка остается на уровне около 50% из-за неразвитости газовых сетей между странами. Яркий пример – Испания, обладающая крупнейшими в ЕС мощностями по регазификации, но не имеющая достаточного количества трубопроводов для распределения газа по региону.
Возможности США по наращиванию экспорта также ограничены. При текущих ценах даже поставка всех теоретически доступных для новых контрактов объемов СПГ – около 100 миллионов тонн в год – принесет лишь 60 миллиардов долларов годового дохода. Это значительно ниже уровней, необходимых для выполнения амбициозных планов торгового соглашения. К тому же, на американские объемы активно претендуют азиатские покупатели.
Эксперты подчеркивают, что итоговые коммерческие решения будут принимать частные компании, а не правительства. Европейские фирмы основывают свои закупки на рентабельности, и власти могут лишь стимулировать, но не обязывать их покупать американский газ. Возможности для замещения текущих поставок от других поставщиков также ограничены, поскольку значительная их доля уже в 2024 году приходилась на США.
Наконец, резкое увеличение импорта американского СПГ противоречит долгосрочным климатическим целям ЕС по достижению углеродной нейтральности. В ФСЭГ считают, что сделка может подорвать климатический авторитет Европы, увеличить риск «зависших» активов в газовой инфраструктуре и осложнить переход к чистой энергии.
В заключение отчета говорится, что, хотя сделка между ЕС и США теоретически может повлиять на мировой рынок СПГ, она вряд ли станет его ключевым драйвером. «Поскольку основной рост импорта СПГ в будущем придется на Азию, любые дополнительные объемы из США для ЕС, скорее всего, будут компенсированы увеличением поставок в Азию от других производителей, в первую очередь из стран–членов ФСЭГ, что позволит сохранить общий рыночный баланс», – отмечают в ФСЭГ.