
Пять нидерландских проектов по созданию инфраструктуры CO2, получивших гранты в рамках программы Connecting Europe Facility (CEF Energy), объединяют усилия, чтобы продемонстрировать, как их сотрудничество закладывает основу для трансграничной сети транспортировки и хранения CO2. Эта сеть призвана связать промышленные предприятия Северо-Западной Европы, выбрасывающие углекислый газ, с постоянными геологическими хранилищами в Нидерландах. Ранее, во время мероприятия PCI Energy Days Европейской комиссии, посвящённого проектам общего интереса (PCI) в энергетической инфраструктуре, несколько нидерландских проектов по CO2 подписали соглашения о грантах CEF Energy с целью создания такой трансграничной сети.
Эти инициативы обладают потенциалом для транспортировки до 35 миллионов тонн CO2 в год от промышленных источников к постоянным геологическим хранилищам. Это значительно приближает к достижению цели Европейского союза, установленной законом Net Zero Industry Act, по созданию ежегодной мощности в 50 миллионов тонн для закачки углекислого газа.
Пять ключевых проектов по инфраструктуре CO2 из Нидерландов — Porthos (Port of Rotterdam CO2 Transport Hub and Offshore Storage), Aramis CCS, CO2next, Delta Rhine Corridor и Delta Schelde CO2nnection — планируют продемонстрировать 2 и 3 декабря 2025 года на PCI Energy Days в Брюсселе, как они совместно работают над формированием интегрированной системы улавливания и хранения углерода (CCS) для Нидерландов и всей Северо-Западной Европы.
Нидерландский квинтет внесёт вклад в строительство общеевропейской инфраструктуры, которая свяжет многочисленные источники и места хранения CO2. Так, проект Delta Rhine Corridor, получивший грант ЕС в размере 47 миллионов евро, соединит промышленный кластер Роттердама с Германией, обеспечив трансграничную транспортировку CO2. В свою очередь, Delta Schelde CO2nnection, получивший 22 миллиона евро от CEF Energy, установит сообщение между Роттердамом и Антверпеном (Бельгия), укрепляя интеграцию CCS в Северо-Западной Европе.
Этот квинтет намерен представить, как их сотрудничество закладывает фундамент для того, что Porthos, получивший финансирование в размере 6,5 миллиона евро на исследования и более 102 миллионов евро на работы, связанные с инфраструктурой от ЕС, охарактеризовал как «умную, безопасную и доступную сеть». Эта сеть соединит промышленность, порты и места хранения CO2 через национальные границы, делая «значительные шаги к климатически нейтральной Европе».
Помимо этого, CO2next получил 33 миллиона евро финансирования от CEF на разработку, строительство и эксплуатацию перевалочного терминала в порту Роттердама для приёма, временного хранения и транзита жидкого CO2. Проект Aramis же получил 124 миллиона евро на создание инфраструктуры использования и хранения углерода (CCUS) от промышленных предприятий с трудноустранимыми выбросами в Северо-Западной Европе до хранилищ на нидерландском континентальном шельфе.
Porthos подтверждает, что эта сеть CO2 уже находится в стадии разработки, при этом строительство наземных и морских трубопроводов завершено. Кроме того, ведётся активное строительство компрессорных установок, а также переоборудование существующей инфраструктуры газодобычи под скважины для закачки CO2 и платформы.
По словам представителей Porthos, «этот прогресс демонстрирует, что надёжная и перспективная сеть CCS действительно находится в пределах досягаемости. PCI Energy Days — это европейская платформа для проектов, которые вносят вклад в энергетические и климатические цели ЕС. Политики, промышленность и заинтересованные стороны работают вместе над созданием инфраструктуры будущего». Они также подчёркивают, что «CCS играет в этом решающую роль: он сокращает промышленные выбросы CO2 там, где альтернативы ещё не осуществимы, и поддерживает конкурентоспособность нашей промышленности. Статус PCI подчёркивает стратегическую важность этих проектов».
В связи с проектом Porthos также подтверждено изменение в его руководстве. После консультаций с управляющим комитетом, сформированным родительскими компаниями (Gasunie, Energie Beheer Nederland (EBN) и Управление порта Роттердама), директор проекта Porthos Ханс Меувсен принял решение покинуть свой пост в конце февраля 2026 года. В настоящее время начинается процесс подбора нового директора проекта, который проведёт его через этап ввода в эксплуатацию и полную операционную фазу. Остальные члены правления — Хелен Майли, Дорус Баккер, Михиль Беккер и Марко Гузензе — возьмут на себя необходимые обязанности для обеспечения непрерывности работы.
Проект Porthos задуман как система для транспортировки и хранения CO2 в Северном море с целью предотвращения попадания выбросов CO2 от промышленности порта Роттердама в атмосферу, тем самым помогая Нидерландам достичь своих климатических целей. Строительство проекта продолжается, чтобы обеспечить его ввод в эксплуатацию в 2026 году.