Компания Mitsui O.S.K. Lines (MOL), один из крупнейших судоходных гигантов Японии, объявила о начале значимого сотрудничества с двумя австралийскими фирмами – NH3 Clean Energy и Oceania Marine Energy. Это партнерство нацелено на разработку инициативы по бункеровке низкоэмиссионным аммиаком, что является стратегически важным шагом в декарбонизации морских перевозок.
Как сообщается, три партнера подписали меморандум о взаимопонимании (MoU) 7 октября, заложив основу для развития операций по бункеровке чистым аммиаком в регионе Пилбара, Западная Австралия. Этот стратегический альянс подчеркивает растущий интерес к аммиаку как к морскому топливу будущего.
Соглашение позиционирует MOL как «первую» океанскую судоходную компанию, которая активно участвует в подобном проекте, что является важным прецедентом для всей отрасли. Такая инициатива может задать новый стандарт для перехода на более экологичные виды топлива в глобальных морских перевозках.
Тройственное сотрудничество предполагает совместную работу над переходом железорудных судов, работающих в регионе Пилбара, на аммиачное топливо. Пилбара известна как «крупнейший в мире» порт по экспорту железной руды и является ключевым пунктом захода для балкеров класса Capesize – гигантских судов, предназначенных для перевозки сухих грузов. Проект также включает реализацию инициативы WAH2.
WAH2 – это флагманский проект компании NH3 Clean Energy, который ставит целью поставлять низкоэмиссионный аммиак для «зеленой» экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Япония и Южная Корея. Кроме того, этот аммиак будет служить источником декарбонизированного бункерного топлива для сухогрузов, перевозящих железную руду из Австралии в Азию, создавая таким образом замкнутый цикл экологически чистых поставок.
Сотрудничество также включает тщательное изучение вопросов безопасности, связанных с операциями по бункеровке аммиаком. Это критически важный аспект, учитывая специфику нового вида топлива и необходимость обеспечения надежности и безопасности на всех этапах его использования.
В рамках общей стратегии MOL уже планирует стать совладельцем трех балкеров класса Capesize, работающих на двух видах топлива, включая аммиак, совместно с бельгийским судовладельцем CMB.TECH. Эти суда, которые будут зафрахтованы сингапурским подразделением MOL Chemical Tankers (MOLCT), должны быть поставлены верфью Qingdao Beihai Shipbuilding (China State Shipbuilding Corporation – CSSC) в период с 2026 по 2027 год.
Контракт на фрахтование, подписанный в марте текущего года, является частью усилий MOL по созданию флота таких судов на торговом маршруте Западная Австралия – Восточная Азия. Конечная цель – не только обеспечить закупку этого все более популярного чистого топлива, особенно в Пилбаре, но и гарантировать «безопасные» операции по бункеровке аммиаком.
Важно напомнить, что еще в июне 2025 года Администрация портов Пилбары заключила совместное соглашение о развитии с NH3 Clean Energy, которая будет поставлять «голубой» аммиак, и Oceania Marine Energy, ответственной за бункеровочные операции. Это демонстрирует системный подход к созданию инфраструктуры для низкоуглеродной аммиачной бункеровки в регионе.
Амбиции проекта включают запуск бункеровочных операций для балкеров класса Capesize в портах Дампир и Порт-Хедленд к 2030 году. Это обозначит новую эру в морских перевозках, снизив углеродный след значительной части мирового флота.