
Платформа Xeneta, специализирующаяся на анализе и сопоставлении тарифов на морские и воздушные грузоперевозки, убеждена в приближении возвращения контейнеровозов в Красное море. Этому способствует заявление французского логистического гиганта CMA CGM о запуске нового полноценного маршрута через Суэцкий канал.
CMA CGM объявила, что её сервис INDAMEX будет осуществлять транзит через Суэцкий канал как на прямых, так и на обратных рейсах между Индией/Пакистаном и Восточным побережьем США. Этот шаг рассматривается как важный в направлении широкомасштабного возвращения контейнерных судов в регион Красного моря. По данным Xeneta, первым судном, которое совершит полный круговой рейс через Суэцкий канал, станет CMA CGM Verdi, отправляющийся из Карачи в Нью-Йорк 15 января 2026 года.
Питер Сэнд, главный аналитик Xeneta, отметил: «Мы ещё далеки от полномасштабного возвращения контейнерных перевозок в Красное море, но объявление CMA CGM о полном восточно-западном маршруте через Суэц, безусловно, является заметным шагом в правильном направлении». Он добавил, что перевозчики, особенно CMA CGM, в последнее время «прощупывали почву», осуществляя транзит через Суэцкий канал в рамках отдельных рейсов, преимущественно на обратных маршрутах в Азию, когда на борту было меньше груза.
Данные eeSea от Xeneta показывают, что использование Суэцкого канала вместо пути вокруг мыса Доброй Надежды сокращает время полного кругового рейса по этому маршруту на две недели, до 77 дней. Ещё четыре судна сервиса INDAMEX – APL Oregon, CMA CGM Passion, APL Le Havre и CMA CGM Maupassant – совершат восточные транзиты через Суэц до того, как новая ротация вступит в полную силу. Кроме того, другие суда CMA CGM, включая CMA CGM Jules Verne, APL Changi, CMA CGM Galapagos, CMA CGM Grace Bay, APL Merlion и CMA CGM Kimberley, также выполняют восточные транзиты через Суэцкий канал, однако только последние два являются «официальными» или плановыми переходами.
«До сих пор эти транзиты через Суэцкий канал осуществлялись в каждом конкретном случае, отклоняя рейсы, изначально запланированные для прохода вокруг мыса Доброй Надежды. Объявление CMA CGM на этой неделе важно, потому что оно представляет собой структурное изменение с плановым сервисом, предусматривающим транзит через Суэцкий канал на каждом рейсе», – подчеркнул Сэнд.
Другие крупные перевозчики, включая Hapag-Lloyd и Maersk, не объявили чётких сроков для широкомасштабного возвращения в Красное море, в то время как ZIM заявила, что ожидает одобрения страховщиков. Сэнд предупреждает, что последнее объявление CMA CGM не означает автоматического неминуемого полномасштабного возвращения контейнерных перевозок в Красное море.
Xeneta утверждает, что количество контейнерных судов, прошедших через Суэцкий канал в ноябре 2025 года, составило 120, по сравнению с 583 в октябре 2023 года, незадолго до эскалации атак на торговые суда в регионе Красного моря со стороны хуситов.
Сэнд особо отметил: «Перевозчики будут проводить оценку рисков, и ситуация с безопасностью остаётся нестабильной. Оценка будет учитывать возможности, намерения и вероятность нападения хуситов на суда. Мы знаем, что у них есть возможности, но перевозчики захотят получить заверения относительно их намерений, тем более что возможности для атак возрастут по мере увеличения числа судов, проходящих через регион».
По данным платформы анализа тарифов на морские и воздушные грузоперевозки, сокращение времени транзита на полном маршруте через Суэц для сервиса CMA CGM INDAMEX означает, что из эксплуатации будут выведены два судна. Это предвестник того влияния, которое широкомасштабное возвращение окажет на пропускную способность контейнерных перевозок и фрахтовые ставки.
Сэнд заявил: «Рынок океанских контейнерных перевозок уже сталкивается с избытком предложения, и спотовые ставки падают даже без широкомасштабного возвращения в Красное море. Средние спотовые ставки на прямых маршрутах из Дальнего Востока на Восточное побережье США и в Северную Европу снизились на 57% и 53% соответственно по сравнению с прошлым годом». Он заключил: «Если мы увидим, что другие перевозчики последуют примеру CMA CGM, рынок будет наводнён избыточными мощностями, и мы можем столкнуться с резким падением фрахтовых ставок. Это может подтолкнуть перевозчиков к убыточности, но они полностью осведомлены об этой перспективе и готовы реагировать».