Классификационное общество ABS одобрило проект плавучей установки для хранения и закачки углекислого газа (CO2), разработанный японской компанией MODEC. Эта установка, получившая название LCO₂FSIU, представляет собой важное звено в развитии технологий улавливания и хранения углерода.
Ключевая особенность LCO₂FSIU – ее способность принимать сжиженный CO2 (LCO2) с танкеров-газовозов, временно хранить его на борту и затем под высоким давлением закачивать в подводные скважины для постоянного захоронения. Такой подход позволяет отказаться от строительства дорогостоящих береговых терминалов и трубопроводов, ведущих к местам инъекции.
Проектная мощность установки впечатляет: она сможет закачивать до 10 миллионов тонн CO2 в год, а общая емкость ее резервуаров для хранения составит не менее 100 000 кубических метров. Для эффективной перегрузки сжиженного газа с судов предусмотрены две системы – тандемная швартовка на корме и одновременная бортовая швартовка, что позволяет принимать LCO2 с танкеров различной вместимости.
Важной деталью является то, что дизель-генераторы, обеспечивающие установку энергией, будут оснащены собственной системой улавливания углерода. Это позволит минимизировать эксплуатационные выбросы CO2 в атмосферу. Концепция была разработана MODEC в сотрудничестве с судоходной компанией Mitsui O.S.K. Lines (MOL), а к проектированию корпуса была привлечена Mitsubishi Shipbuilding.
Как отметил вице-президент по развитию бизнеса и проектов MODEC Арата Камисёхара, хотя LCO₂FSIU является новой концепцией, ее отдельные компоненты уже хорошо освоены компанией. «У MODEC есть опыт как в закачке CO₂, так и в системах двойной отгрузки. Все вспомогательные системы аналогичны тем, что мы ежедневно используем на плавучих установках для добычи, хранения и отгрузки нефти», – подчеркнул он. Компания рассчитывает достичь целевой стоимости захоронения углерода на уровне 5 долларов за тонну или даже ниже.
Представители ABS также высоко оценили проект. По словам старшего вице-президента Мигеля Эрнандеса, технологии улавливания углерода стремительно развиваются, и плавучие решения, подобные разработке MODEC, будут играть ключевую роль в безопасном и эффективном захоронении CO2. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 году мировые мощности по улавливанию углерода могут достичь 435 миллионов тонн в год, что делает подобные проекты особенно актуальными.