Клайпеда: электролизер для производства водорода успешно прошел испытания




Клайпедский порт сделал значительный шаг к созданию передовой инфраструктуры зеленого водорода. Ключевой компонент будущей станции по производству и заправке водорода – электролизер – успешно прошел заводские испытания в Италии, что знаменует важную веху в реализации этого амбициозного проекта.

Будущая станция, запуск которой ожидается в следующем году, будет оснащена электролизером полимерно-электролитной мембраны (PEM) – оборудованием, производимым на заводе IMI Remosa в Кальяри. Эта технология позволит Клайпедскому порту стать одним из пионеров в регионе по использованию экологически чистого топлива в морской отрасли.

При выходе на полную производственную мощность станция будет ежегодно генерировать около 127 тонн зеленого водорода. Значительная часть этого объема планируется использовать для заправки первого в стране судна, работающего на зеленом водороде, строительство которого сейчас близится к завершению. Это подчеркивает стремление Литвы к декарбонизации морского транспорта и развитию устойчивых логистических решений.

Компания-подрядчик, выигравшая публичный тендер, объявленный администрацией Клайпедского порта, запланировала завершение строительных работ к концу текущего года. После этого последует этап установки и тестирования водородного оборудования. Ожидается, что все строительные и монтажные работы будут полностью завершены к февралю 2026 года, после чего станция сможет начать полноценную эксплуатацию.

Генеральный директор дирекции Клайпедского государственного морского порта Альгис Латакас отметил стратегическую важность этого этапа: «Успешное завершение заводских испытаний электролизера для производства зеленого водорода – это важный шаг вперед для Клайпедского порта в его планах по производству, использованию и поставке чистого топлива. Эта веха значительно приближает нас к завершению уникального для региона проекта и снижению нашего экологического следа».

Латакас также подчеркнул, что администрация порта и ее партнеры обеспечили безупречную работу основных систем будущей водородной базы, что позволяет проекту развиваться в соответствии с графиком. «Оборудование будет доставлено в Клайпеду для установки и испытаний на месте. Мы планируем начать производство чистого топлива в следующем году», – добавил он, выражая уверенность в успешной реализации проекта.

Данный проект водородной станции реализуется в рамках Плана экономического восстановления и устойчивости «Следующее поколение Литвы» (Next Generation Lithuania) и финансируется фондом восстановления и устойчивости Евросоюза NextGenerationEU. Общая стоимость проекта оценивается примерно в 12 миллионов евро, из которых около 6 миллионов евро поступят из средств Европейского союза, что подтверждает международную поддержку инициатив по переходу на чистые источники энергии.