Глобальный центр морской декарбонизации (GCMD) опубликовал отчет о проекте CAPTURED, который продемонстрировал техническую и эксплуатационную возможность интеграции судовых систем улавливания углерода в промышленные циклы его дальнейшего использования. Представлены результаты «первой в мире», по заявлению центра, демонстрации полной производственной цепочки для углекислого газа (CO2), уловленного на борту судна. Это первая из двух частей доклада; вторая будет посвящена оценке жизненного цикла всей цепочки и количественному анализу воздействия на выбросы парниковых газов.
Пилотный проект был завершен в Китае в конце июня 2025 года. В нем участвовал контейнеровоз Ever Top компании Evergreen Marine Corp, на котором система улавливания и хранения углерода (OCCS) от Shanghai Qiyao Environmental Technology (SMDERI-QET) собирала CO2. Затем уловленный газ был перегружен с судна на судно на танкер Dejin 26 компании Zhoushan Dejin Shipping, после чего последовала перегрузка на автотранспорт для доставки на предприятие Baorong Environmental.
На заводе Baorong сжиженный CO2 был успешно использован в качестве сырья. В сочетании со сталелитейным шлаком из него произвели низкоуглеродный карбонат кальция и карбонизированный шлак. Таким образом, проект доказал возможность создания замкнутого цикла, где выбросы одного производства становятся ресурсом для другого.
В ходе проекта CAPTURED отслеживалось качество и количество уловленного CO2 на всех этапах. Анализ проб показал, что чистота диоксида углерода на всех пунктах передачи стабильно превышала 99,95%, что соответствует требованиям конечного потребителя. Из 25,44 метрических тонн CO2, выгруженных с борта Ever Top, до конечного пользователя было доставлено 15,84 тонны. Все операции прошли безопасно и контролируемо, без каких-либо инцидентов, благодаря строгим мерам, включая оценку рисков на всех этапах. Процедуры обращения со сжиженным CO2 были адаптированы из существующих протоколов для СПГ и СУГ.
Проект также выявил регуляторные барьеры. Согласно правилам Системы торговли выбросами ЕС (EU ETS), «утилизацией» считается только CO2, который необратимо связывается в таких продуктах, как строительные материалы. В ходе пилотного проекта из уловленного CO2 был получен осажденный карбонат кальция (PCC) – синтетическая альтернатива добываемым из карьеров наполнителям. Хотя PCC надежно связывает углерод, он признается в рамках EU ETS только при использовании в стройматериалах.
Другие области применения, такие как использование PCC в качестве функционального наполнителя в бумаге или пластмассах, где также происходит химически стойкое связывание углерода, в список не включены. По мере масштабирования технологий улавливания углерода и роста предложения CO2, пути минерализации, подобные производству PCC, могут предложить новые варианты его использования. Расширение списка «приемлемых видов конечного использования» в EU ETS могло бы стимулировать новый промышленный спрос и ускорить внедрение технологий улавливания CO2.
Успешное масштабирование всей цепочки потребует решения нескольких ключевых задач. Одна из них – изменение нормативной классификации уловленного CO2 с «опасных отходов» на «опасный груз», что позволит осуществлять его законную транспортировку по суше и широкое промышленное применение. Также необходимо оптимизировать операции по перегрузке: согласовать объемы резервуаров и партий, улучшить изоляцию оборудования для снижения испарения CO2 и стандартизировать протоколы безопасности.
Повышение коммерческой жизнеспособности этой цепочки имеет решающее значение. Этому может способствовать совместное размещение объектов по выгрузке и утилизации CO2, расширение промышленных партнерств и развитие рынков сбыта для продукции, полученной из уловленного углерода. «Чтобы бортовые системы улавливания углерода получили реальное распространение, происходящее после улавливания так же важно, как и сам процесс на борту, – подчеркнула профессор Линн Лу, генеральный директор GCMD. – Суда – это мобильные активы, работающие в мировом океане, поэтому жизненно важно гармонизировать стандарты и правила в портах и на терминалах, чтобы выгрузка могла осуществляться безопасно и в больших масштабах. А для достижения экономии морское улавливание CO2 должно быть тесно связано с наземным промышленным спросом».