МЭА: спад добычи нефти и газа угрожает мировой энергобезопасности




Международное энергетическое агентство (МЭА) предупреждает о серьезных рисках для поставок энергоресурсов из-за ускоряющегося падения объемов добычи углеводородов. Игнорирование этой тенденции способно подорвать энергетическую безопасность, стабильность рынка и достижение климатических целей, что в конечном итоге может привести к глобальному дефициту энергии.

В новом докладе Implications of Oil and Gas Field Decline Rates МЭА призывает к пересмотру глобального энергетического диалога для уравновешивания рисков на стороне предложения с тенденциями на стороне спроса. В документе подчеркивается, что падение объемов добычи, значительно ускорившееся во всем мире из-за большей зависимости от сланцевых и глубоководных морских ресурсов, представляет прямую угрозу.

Без ввода в эксплуатацию новых месторождений к 2050 году поставки нефти могут сократиться на 45 миллионов баррелей в сутки. Отсутствие постоянных инвестиций будет означать, что мировой рынок ежегодно будет терять объем, эквивалентный совокупной добыче Бразилии и Норвегии. Производство природного газа, в свою очередь, будет сокращаться в среднем на 9% или 270 миллиардов кубометров в год – это сопоставимо со всей сегодняшней добычей газа в Африке.

Почти 90% ежегодных инвестиций в разведку и добычу с 2019 года направлялись на компенсацию спада на действующих месторождениях, а не на удовлетворение роста спроса. В 2025 году инвестиции составят около 570 миллиардов долларов США. Если этот уровень сохранится, в будущем возможен умеренный рост добычи, однако «относительно небольшое падение инвестиций в разведку и добычу может означать разницу между ростом поставок нефти и газа и стагнацией производства», – отмечают в МЭА.

Анализ данных с 15 000 нефтегазовых месторождений по всему миру показывает, что темпы снижения добычи сильно различаются. Наземные сверхгигантские месторождения на Ближнем Востоке истощаются менее чем на 2% в год, в то время как небольшие морские месторождения в Европе – в среднем более чем на 15% в год. Добыча сланцевой нефти и газа падает еще стремительнее: более чем на 35% за первый год и еще на 15% за второй год без дополнительных вложений.

При сохранении естественных темпов спада мировые поставки нефти и газа станут гораздо более концентрированными в руках небольшого числа стран Ближнего Востока и России, что повлечет за собой последствия для энергетической безопасности. Без дальнейших капиталовложений в развитых экономиках, таких как США, где большая часть добычи приходится на быстро истощающиеся нетрадиционные источники, произойдет резкое падение производства – на 65% в течение следующего десятилетия. В то же время на Ближнем Востоке и в России, где преобладают медленно истощающиеся традиционные сверхгигантские месторождения, спад будет менее значительным – 45%.

Чтобы поддерживать добычу на текущем уровне, к 2050 году потребуется ввести в эксплуатацию новые месторождения, которые обеспечат более 45 миллионов баррелей нефти в сутки и почти 2000 миллиардов кубометров газа. Это эквивалентно добавлению совокупной добычи трех крупнейших мировых производителей. Потребность в новых объемах может быть снижена, если спрос на нефть и газ сократится.

Фатих Бироль, исполнительный директор МЭА, подчеркнул сложность ситуации: «Индустрии приходится бежать намного быстрее, чтобы просто оставаться на месте. И необходимо уделять пристальное внимание потенциальным последствиям для рыночных балансов, энергетической безопасности и выбросов». Процесс усугубляется длительными сроками реализации проектов: в среднем проходит почти 20 лет с момента выдачи лицензии на разведку до начала добычи.