Компания ELIRE Infra, входящая в британскую ELIRE Group, вместе с партнерами по консорциуму получила грант в размере 1 миллиона фунтов стерлингов – около 1,152 миллиона евро – от правительства Великобритании. Средства направлены на разработку плавучих водородных энергоцентров, призванных сократить выбросы углерода в портовых зонах и поддержать переход страны к «зеленой» энергетике.
Финансирование было выделено в рамках конкурса Clean Maritime Demonstration Competition при содействии агентства Innovate UK и Управления судоходства Великобритании по сокращению выбросов (UK SHORE). С сентября 2025 по март 2026 года будет реализована программа по оценке технического и коммерческого потенциала развертывания плавучих автономных водородных энергосистем для замены портовой инфраструктуры на ископаемом топливе. В случае успеха первый в Великобритании действующий плавучий водородный хаб может быть запущен к 2028 году.
Планируется, что в течение следующего десятилетия эта инициатива позволит сократить глобальные выбросы CO2 на 500 000 тонн, а также улучшить качество воздуха и повысить энергетическую устойчивость портов. Технология представляет собой модульную плавучую платформу, которая объединяет водородные топливные элементы с возобновляемыми источниками energii, такими как солнечные панели и микротурбины на биотопливе. Установка способна генерировать до 5 МВт чистой энергии, а ее адаптивность позволяет использовать ее в различных портовых условиях – от густонаселенных городских гаваней до удаленных прибрежных узлов.
Люк Дженкинсон, основатель ELIRE Infra, отметил ключевое преимущество водорода: «Плотность энергии водорода значительно превосходит плотность традиционных промышленных аккумуляторов. Это позволяет нам создавать компактные, масштабируемые системы, идеально подходящие для портов с ограниченным пространством или доступом к электросети». Он назвал этот проект «революционным шагом для декарбонизации морской отрасли во всем мире».
По словам руководителя проекта Криса Карлайла, это не просто технология, а «новая энергетическая модель для портов». «Интегрируя хранение водорода, возобновляемую энергию и системы микросетей на плавучей платформе, мы создаем проект, который можно масштабировать по всему миру», – добавил он.
В качестве одного из первых мест для развертывания хаба рассматривается река Темза. К концу программы в марте 2026 года консорциум, в который также входят Offshore Renewable Energy Catapult, Ricardo UK, Schneider Electric и другие промышленные и научные партнеры, намерен представить детальные проекты систем, готовые к утверждению регуляторами, и полноценный бизнес-кейс для привлечения инвесторов.
Помимо сокращения выбросов, ожидается, что проект будет способствовать созданию новых рабочих мест в области инжиниринга, производства и эксплуатации, ускорит внедрение водородных технологий в судоходстве и логистике, а также создаст тиражируемые модели чистой энергетики для портов по всему миру. Эти шаги являются частью более широкой стратегии Великобритании по достижению нулевых выбросов в судоходстве к 2050 году.